Роспотребнадзор о дополнительном обслуживании

Роспотребнадзор о программе дополнительного обслуживания

Здравствуйте, уважаемые читатели и гости Юридического блога.

В статье «Программа дополнительного обслуживания – все за и против» я высказал свое мнение относительно предлагаемых дополнительных услуг продавцами. В качестве примера была приведена программа дополнительного обслуживания, предлагаемая М.Видео.

Мной было направлено письмо в Роспотребнадзор с просьбой подтвердить, либо опровергнуть законность срока действия данной программы.

Пока я жду ответа, который при получении будет опубликован, я предлагаю ознакомиться с позицией Роспотребнадзора Алтайского края в отношении данного вопроса.

Часто возникают такие ситуации, когда продавцы вводят дополнительные услуги при приобретении потребителем технически сложного товара бытового назначения. Однако при этом такие дополнительные услуги нередко навязываются покупателю или покупатель вводится в заблуждение относительно порядка использования таких услуг.  Распространенным случаем, например, является продажа так называемых сертификатов дополнительного сервисного обслуживания (сертификатов программы дополнительного сервиса). Почти все крупные магазины бытовой техники и электроники сегодня предлагают собственные программы дополнительного сервиса, позволяющие производить техническое обслуживание и ремонт техники после истечения заводской гарантии при условии приобретения покупателем сертификата программы дополнительного сервиса. Вот только условия выполнения работ по сертификату часто вызывают много вопросов у покупателей.

Кроме того, нередко возникают ситуации, когда продавцы не просто предлагают, но практически ставят в зависимость приобретение основного товара от приобретения такого сертификата. При этом такие услуги продавцов далеко не всегда бывают законными, так как в соответствии с п. 1 ст. 421 Гражданского Кодекса (далее — ГК) Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК Российской Федерации, законом или добровольно принятым обязательством. А пункт 2 ст. 16 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» запрещает обуславливать приобретение одних товаров (например, холодильника) обязательным приобретением иных товаров (например, сертификата программы дополнительного сервиса). Кроме того, убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров, возмещаются продавцом в полном объеме.

Продавец не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ, услуг, а если они оплачены, потребовать от продавца возврата уплаченной суммы.

Приведем пример. Между магазином бытовой техники и потребителем был заключен договор купли-продажи холодильника. Вместе с товаром покупателем приобретен сертификат дополнительных услуг (далее — сертификат) по цене 2 500 рублей с целью послегарантийного обслуживания товара.

Условиями сертификата установлено, что его владелец в течение установленного срока — трех лет со дня выдачи сертификата — имеет право на дополнительные услуги: получение консультаций, диагностику, профилактику, чистку, ремонт или обмен товара. Установленный изготовителем гарантийный срок на холодильник составляет 12 месяцев. Следовательно, потребитель, приобретая сертификат, оплатил услуги по ремонту холодильника в течение первого года, бесплатное облуживание которого, гарантировано изготовителем.

При изучении специалистами Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю таких сертификатов установлено, что их условия не соответствуют нормам Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» по следующим основаниям:

1.  Положения сертификата о начале срока его действия противоречивы. В условиях указано, что дополнительное обслуживание начинает действовать с момента приобретения товара покупателем. Далее по тексту указано, что положения сертификата о ремонте или обмене товара не подменяет гарантийных обязательств изготовителя или продавца и применяются после истечения гарантийного срока на изделие. Следовательно, срок действия сертификата на проведение ремонта или замены товара продолжается не 3 года, как указано, а 2 года. Тем самым потребитель вводиться в заблуждение относительно срока действия сертификата.

В соответствии ст. 5 Закона срок действия сертификата в отношении ремонта или обмена товара должен начинаться после истечения гарантийного срока, установленного заводом-изготовителем.

2. По условиям сертификата конкретный вид услуг по профилактике и диагностике определяет сервисный центр, в зависимости от вида товара. В сертификате конкретные виды услуг не определены. Следовательно, потребитель введен в заблуждение относительно потребительских свойств, предоставляемых дополнительных услуг, а именно: объема, характера, содержания обслуживания товара.

3. Согласно условиям сертификата продавец оставляет за собой право определения причины дефекта или повреждения товара. Однако, в соответствии ст. 18 Закона, продавец несет ответственность за недостатки товара в период гарантийного срока, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю. Следовательно, законом на продавца возлагается обязанность в доказательстве причин возникновения недостатков товара, что не дает право продавцу на их определение.

4. Положениями сертификата предусмотрено, что если в период его действия товар окажется в состоянии неремонтопригодности, то он подлежит замене на новое изделие того же производителя и той же модели, а в случае, если данный товар больше не производится или не продается в магазинах торговой сети, товар подлежит обмену на другую модель с аналогичными характеристиками и равной ценой. Указанными условиями нарушаются права потребителей, установленные нормами статей 18, 19 Закона и определяющие ответственность продавца за недостатки в товаре в случае их обнаружения в течение гарантийного срока, а также после его истечения. Таким образом, продавец ограничивает  право потребителя на выбор требований, установленных Законом при обнаружении недостатков товара.

Следовательно, условиями сертификата потребитель вводится в заблуждение относительно предоставляемых услуг, а именно их объема, характера, содержания и сроков гарантийного обслуживания товара, а также в целом условий сертификата дополнительного сервиса.

Условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с нормами, установленными законами Российской Федерации, признаются недействительными в соответствие с п. 1 ст. 16 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».

За допущенные нарушения законодательства о защите прав потребителей для торговой организации наступает административная ответственность по ст. 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа для должностных лиц в размере от 1  до 2 тыс. рублей, для юридических лиц от 10 до 20 тыс. рублей.

В случае, если вам в качестве дополнительного гарантийного обслуживания предлагают приобрести сертификат или иной документ, следует внимательно ознакомиться с его содержанием, обратить внимание на период его действия по отношению к гарантийным обязательствам изготовителя.

Еще раз советуем покупателям внимательно и на месте покупки товара  решать вопрос о необходимости приобретения данных сертификатов. Но даже если ваша  покупка состоялась, помните, что потребитель вправе отказаться от оплаты таких сертификатов, а если они оплачены, потребовать от продавца возврата уплаченной суммы. Кроме того, потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (в нашем случае по сертификату дополнительного сервиса) в любое время до окончания срока действия сертификата при условии оплаты исполнителю фактически понесённых им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору. Желаем Вам удачных покупок!

Оригинал публикации.

Уважаемые, читатели, если у вас есть какие-либо пожелания к блогу, либо вы хотите, чтобы я рассмотрел какую-то тему, интересную вам — пишите мне на электронный адрес.

Всего вам хорошего.

Один комментарий на “Роспотребнадзор о дополнительном обслуживании”

  • Слава:

    Спасибо за статью! Вооружившись знаниями приобрел смелость, завтра пойду возвращать деньги. Сертификаты М.Видео — зло!

Оставить комментарий

Уважаемые гости и читатели блога, в комментариях обсуждается статья!
Вопросы, требующие консультации, в комментариях рассматриваться и публиковаться не будут.
Если вам необходима консультация, задавайте вопросы на странице
Онлайн консультация

Юридическая консультация online
Подписка на блог
Подписка по RSS

Подписка по Email

Введите адрес Email: